Реформа СРО: миллиарды рублей и тысячи компаний начнут перемещение по стране

Поправки в Градостроительный кодекс разламывают действующую систему саморегулирования строительной отрасли

Реформа саморегулирования в строительстве пока порождает неограниченное количество вопросов, на которые ответа не дают ни Минстрой Рф, ни Нацобъединения СРО, ни специалисты. Только на неких площадках можно отыскать объяснения ряду положений нового закона, в том числе таковой работой занимается Публичный совет по развитию саморегулирования. Исполнительный директор ОС Сергей Афанасьев ответил на ряд самых жарких вопросов о новациях в системе СРО:

— Сергей Владимирович, в последние недели Публичный совет по развитию саморегулирования интенсивно объясняет смысл и правоприменение новых поправок в Градостроительный кодекс, которые очень очень меняют систему саморегулирования в строительной отрасли. Один из самых жарких вопросов — денежный, а конкретно: как будут формироваться компенсационные фонды СРО в новейшей системе?

— Да, вопросы, связанные с компенсационными фондами, пожалуй, самые насущные для большинства саморегулируемых организаций. Мы начали учить предположительные поправки к Градостроительному кодексу на самых ранешних стадиях, что сейчас позволило нам отлично разбираться в новациях вступившего в силу закона и помогать разбираться в их проф обществу.

Начну, пожалуй, с нововведенного компенсационного фонда обеспечения договорных обязанностей. Сходу отмечу, что таковой компенсационный фонд для членов СРО и для самих саморегулируемых организаций является делом добровольческим. Другими словами, члены СРО и СРО не должны сформировывать таковой фонд. Согласно закону, если не меньше 30 членов строй саморегулируемых организаций выразят готовность участвовать в неотклонимых конкурсных процедурах, они вправе сказать об этом собственной СРО, которая рассматривает волеизъявление членов. Отмечу, что выразить такую готовность необходимо не голословно, а на основании заявлений, что прямо прописано в части 4 статьи 55.4. Но даже если 30 членов СРО напишут заявление, саморегулируемая организация должна сформировать компфонд обеспечения договорных обязанностей лишь на основании решения повсевременно действующего коллегиального органа.

Очередной важный момент — размер взносов в компфонды. В согласовании с требованиями статьи 55.10 Градостроительного кодекса РФ установление размеров взносов в компфонд, который должен быть не ниже малых требований, обозначенных в статье 55.16 Кодекса, относится к исключительной компетенции общего собрания членов СРО. В большинстве СРО общим собранием были установлены взносы в точном согласовании с Градостроительным кодексом — к примеру, у строителей они не ниже 300 000 рублей. Но на данный момент процедура и размеры взносов несколько поменялись — в силу вступила новенькая редакция статьи 55.16, согласно которой малый взнос в компенсационный фонд возмещения вреда установлен в размере 100 000 рублей, т.е. втрое ниже.

Но, хотя это положение уже действует, СРО может им пользоваться при приеме новых членов только тогда, когда занесет конфигурации во внутренние документы. Принимать взносы до конфигураций во внутренних документах можно, но они будут завышенными. Другими словами логичный порядок действий саморегулируемой организации в реальный момент последующий: провести общее собрание, утвердить размер взноса в компфонд и только после чего СРО может принимать взносы по новейшей сетке, утвердив их внутренними документами.

— Но сейчас СРО должна сформировывать не один, а два компфонда, другими словами взносы с каждого члена, по воззрению многих профессионалов, значительно вырастут.

— Если вы имеете в виду взносы в компенсационный фонд обеспечения договорных обязанностей, то заносить взносы в него членам СРО, конечно, придется. Но здесь необходимо подчеркнуть, что взносы эти будут неотклонимы не для всех членов СРО, а только для тех, кто планирует заключать договоры на конкурентноспособной базе, т.е. для членов СРО, планирующих участвовать в разных конкурсных процедурах. Также необходимо отметить, что почти всегда в конкурсных процедурах участвуют те компании, которые занимаются организацией строительства, подготовкой проектной документации, а для таких организаций, невзирая на то, что сейчас нужно заносить взносы в два компенсационных фонда, фактические издержки понижаются.

Например, согласно новейшей редакции ст. 55.16 Градостроительного кодекса для того, чтоб строительная организация могла участвовать в конкурсе на заключение контракта, общая цена которого не превосходит 60 млн рублей, ей нужно внести в компенсационный фонд возмещения вреда 100 000 рублей, а в компенсационный фонд договорных обязанностей 200 000 рублей. В предшествующей версии той же статьи для роли в конкурсе на заключение того же контракта организация должна была внести 500 000 рублей в компенсационный фонд саморегулируемой организации.

Все же, для неких (в главном больших) строй компаний издержки на оплату взносов в компенсационные фонды увеличатся, ведь размер взноса в компенсационный фонд договорных обязанностей находится в зависимости от общей суммы обязанностей по договорам, заключаемым на конкурентноспособной базе Потому, заключив два контракта по 50 000 000 рублей каждый, такие организации будут обязаны оплатить в компенсационный фонд договорных обязанностей не меньше 500 000 рублей, а общие издержки на компенсационные фонды составят 600 000 рублей. Для средних же строй организаций издержки суммарно на два фонда — «вреда» и «договорной» — снизятся.

Очередной момент, который тревожит очень многих, — новация о возвращении средств компенсационного фонда вышедшим из СРО организациям. Градостроительный кодекс в новейшей редакции содержит обязанность СРО и регламентирует порядок возвращения средств компенсационного фонда, внесенных членом СРО. Но не для всех. Порядок возвращения средств компфонда такой, что выходящий член СРО не получит эти средства на руки — средства должны быть перечислены из одной СРО (старенькой) в другую СРО (новейшую).

Как обозначено в законе, перечисляются все внесенные бывшим членом СРО средства, хотя при вступлении в новейшую СРО строитель должен заносить средства компфонда в размере и порядке, предусмотренными новыми поправками в Градкодекс. Так, при ведении работ до 60 миллионов рублей базисный взнос в компфонд составляет всего 100 000 рублей, в то время как в старенькой СРО при тех же критериях член вносил 500 000.

Но после вступления компании в новейшую СРО бывшая СРО должна перечислить всю внесенную бывшим ее членом сумму, допустим, 500 000 рублей. При всем этом никто компании показавшуюся разницу во взносах не возвратит, несмотря на то, что в новейшей СРО появляется определенная избыточность в компфонде. Пока это является одним из спорных мест в законе.

— Разумеется, вся эта правовая и финансовая коллизия появилась из-за введения принципа регионализации, по которому компания может состоять исключительно в СРО того региона, где зарегистрирована как налогоплательщик. Мы можем ожидать в последнее время общее перемещение компаний и компфондов по всей стране, обмены, перерегистрации и остальные радостные схемы...

— Все это, фактически, уже началось. Правительство, продвигая региональный принцип, сделало ставку на региональные СРО, при которых, по воззрению чиновников, улучшится качество ведения работ и наконец осуществится победа над коммерческими СРО, которые бьются не за качество, а за численность и доходы на теме саморегулирования. К 1 июля 2017 года все строй компании должны вступить в свои региональные СРО. Исключение — зарубежные компании и строй компании того региона, где нет региональной СРО — тогда они должны идти «к другу», с которым регион имеет общую границу. Другими словами с 1 июля 2017 года новый закон лишает компании — кандидаты в СРО способности сделать выбор, в какой СРО им состоять. И даже если некоторая региональная СРО откровенно слабенькая и вызывает огромное количество вопросов, строитель должен будет в нее вступить, оставив, к примеру, надежную московскую либо воронежскую СРО. Кто-то именовал этот механизм еще одним «крепостным правом».

Важен и очередной срок, обозначенный в законе: с 1 октября 2017 года Ростехнадзор будет исключать СРО из муниципального реестра в случае обнаружения в ее рядах членов из других регионов (часть 3 статьи 33 новейшей редакции Федерального закона «О внедрении в действие Градостроительного кодекса РФ»).

Все эти новеллы уже вызвали к жизни непонятные схемы и предложения по переходу компаний в региональные СРО. Так, закон еще даже не был подписан Президентом Владимиром Путиным, а руководители ряда региональных СРО уже звонили своим столичным, петербургским и иным сотрудникам с предложением за определенное вознаграждение перевести часть собственных членов в эту самую региональную СРО. Другими словами в регионах на данный момент начнется борьба за компании, ранее состоявшие в СРО других регионов, и в ход пойдут любые обещания, вознаграждения и т.д. Я бы произнес, что это похоже на новый виток коммерциализации, так как СРО сейчас будут биться просто за свое существование, а для этого все средства неплохи.

А в целом мне обидно, что на перегруппировку саморегулирования уйдут млрд рублей, а положение дел, похоже, остается этим же самым, только «коммерсантами» сейчас будут не большие межрегиональные СРО, а региональные, хоть какой ценой желающие сохранить собственный «бизнес». О качестве и безопасности строительства пока никто и не вспоминает.

Рулон шлифовальный Dexter P80, 115х2500 мм, ткань

Рулон абразивный употребляется для работы с древесными поверхностями. Представляет собой крепкую текстильную подложку с напылением окиси алюминия. Рулон фиксируется на функциональном шлифовальном станке.

Основные особенности